Поклонники каратэ – традиционного боевоего искусства – очень часто задаются вопросами о значении тех или иных терминов. Полагаем, настоящее значение слов, используемых каратистами, во многом обуславливает понимание правил, связанных с ними.
В данном материале мы рассмотрим истинное значение терминов “сэнпай” и “кохай”.
Эти слова очень распространены в каждом додзё. Возможные путаница и непонимание зачастую возникают потому, что концепция этих слов тесно связана с уникальностью и своеобразностью японской культуры.
Сэнпай (яп. 先輩, букв. «товарищ, стоящий впереди») — японский термин, обычно обозначающий того человека, у которого больше опыта в той или иной области. При этом возраст не имеет значения. Если один человек занимается чем-то дольше другого, то он — сэмпай. Сэнпай также используется как именной суффикс, который добавляется к соответствующему имени. Кохай (яп. 後輩, ко:хай, букв. «товарищ, стоящий позади») — противоположное понятие: человек, менее опытный в некоторой сфере занятий.
Для начала давайте рассмотрим сами термины как кандзи (буквальный перевод: “кандзи” – буквы династии Хань), чтобы вам стала понятна основа конструкции этих терминов.
На кандзи: 先輩 – сэнпай, а 後輩 – это кохай.
Сэн (先) означает “раньше”, “первый” или “прежде”. Этот же знак используется в других терминах каратэ: “сэнсэй”, “сэн но сэн”…
Хай (輩) значит “товарищ”, “коллега”. Следовательно, сэнпай – это ученик, который начал заниматься каратэ раньше, прежде вас.
Ко (後) означает “позже”, “после”. Легко догадаться, что “кохай” – это тот, кто начал заниматься позже других учеников. Как правило, данное сравнение применяется среди учеников одного и того же додзё, но оно так же может быть расширено и использоваться в организации или даже в целом стиле.
Таким образом и объясняется очень простая концепция, не вызывающая среди японцев каких-либо трудностей или замешательств.
Приведем понятный пример: Если вы начали тренироваться, скажем, в январе 2000 года, то вы – сэнпай для всех учеников, которые начали свои тренировки после февраля того же года. Но в то же время вы – кохай для всех учеников, которые начали свой путь в каратэ раньше вас.
Некоторые японцы очень точны: для них даже короткий временной промежуток уже является причиной различия. Даже один день разницы может решить: являетесь вы сэнпаем или кохаем. Ну а если кто-то впервые вступает в додзё в тот же день, в тот же момент, что и вы, его можно называть дохай 同輩. До (同) значит “такой же”, “приравненный”. В этом случае “до” описывается иными знаками, так что важно не перепутать его с другим очень распространенным “до” (道), означающем всем нам известный “путь” (пример: каратэ-до).
В Японии очень важно четкое распределение ролей, о чем мы уже рассказывали в статье “Что такое Камиза и Шимоза, а также “левосторонний характер” японской культуры”.
Например, есть определенная иерархия среди братьев и сестер, в зависимости от их возраста. У самого старшего из родственников больше всего власти и он заслуживает больше всего уважения по сравнению с другими братьями/сестрами.
Но у самого уважаемого и ответственность выше.
В будо сэмпаями называют тех, кто занимается данным видом будо больше времени. Звание сэмпай относительное. Если один человек опытнее другого в определенном виде будо, то он будет сэмпаем, менее опытный же будет кохаем.
В додзё вы получаете звание сэмпай или кохай, когда начинаете заниматься конкретным видом будо, и эти отношения не меняются в зависимости от того, какой у вас ранг по этому будо.
Кохай – это младший ученик ( любой, который по своему уровню подготовки ниже вас, или тот, кто начал обучаться позже вас). Если у двоих одинаковый уровень, то более молодой – кохай. Это обращение применяется только к разрядам кю и никогда не используется, для обращения к кому-то лично.
Сэмпай – это старший по отношению к вам человек. Он может быть старшим по уровню подготовки, стажу занятий или возрасту. Это обращение применяется только к разрядам кю.
В аниме Эти термины также используются в среде отаку, часто появляются в аниме и манге. Влюблённость в сэмпаев довольно распространена в Японии и это отражается на распространённости этой темы в сёдзё-манге и литературных произведениях в жанре романтики. Поскольку для этих терминов не существует удовлетворительных аналогов на других языках, то в официальных переводах их часто опускают, а в неофициальных (фэнсаб, сканлейт) используют без перевода и как отдельный термин и как именной суффикс.
Это правило применяется ко всем аспектам жизни в японском обществе, пусть и в разных степенях. И даже не смотря на то, что этот обычай стараются искоренить в бизнесе, его наследие сохраняется: обращение “сэнпай” и “кохай” до сих пор очень распространено во многих компаниях и фирмах.
А в западном мире нет строгой иерархии, связанной со временем. Например, брата называют братом. Для того, чтобы сказать, что он старше, добавляется понятное слово “старший”. В японском же языке есть знак (兄), предназначенный указывать на старшинство. Кроме этого, важно отметить, что жители Запада в очень редких случаях остаются в одном и том же додзё на несколько лет, а тем более – на несколько десятилетий. “Сэнпай” в западном понимании, если можно так выразиться, чаще всего воспринимается как “старший ученик”, или даже “ассистент”, который еще не квалифицирован быть сэнсэем. В некоторых додзё всех обладателей черных поясов называют сэнпаями, а всех людей с коричневыми поясами и ниже – кохаями.
Теперь представьте, что у вас первый дан, ровно так же, как и у вашего сэнпая, который начал свои занятия, скажем, на год раньше вас. Он был бы готов к сдаче экзамена на второй дан раньше вас. Но вдруг он заболел, прекратил заниматься каратэ на несколько лет. Вы можете идти дальше, развиваться и сдавать положенный экзамен. Но ваш сэнпай останется обладателем первого дана. И вот, после возвращения вашего сэнпая в додзё, вы будете находиться на позиции более старшего. Но сэнпай для вас остается сэнпаем, так как его отсутствие не влияет на дату начала его обучения.
Это может создать путаницу даже в Японии, поэтому в японском додзё вы, вполне вероятно, не смогли бы сдавать экзамен на следующий пояс, если все ваши сэнпаи сначала не сдадут положенные им. Как правило, такие ситуации свойственны общеобразовательным школам и университетам.
Хочется верить, что вышеизложенный материал был интересен и полезен всем фанатам каратэ.
Знание особенностей терминологии дает ответ: почему Окадзаки сидит перед Канадзавой, не смотря на то, что он получил свой десятый дан после Канадзавы
Комментарии: