Слово “Додзё” (道場 – dojo) японского происхождения. Дословно 道 “до” – путь, 場 “дзё” – место.
Буквально «Место следования, изучения Пути» Место, где ищут путь. – 道 – До: (иначе Мити) – Путь (но также Нравственность, Правильное поведение) – 場 – Дзё: (иначе Ба) – место.
Вопреки расхожему мнению, Додзё – это не обязательно тренировочный зал. Но также любое место, где проходят тренировки, место постижения пути, храм объединения души и тела.
В настоящее время, зал для занятий будо – кэндо, дзюдо, иайдо, кудо, каратэдо – обычно называют «Додзё» – «Место постижения Пути». Однако изначально этим термином называли место, где совершались буддийские ритуалы, монахи занимались медитацией, читали сутры и т.д. Именно в этом значении слово «додзё» использовалось уже в текстах XI –XII вв.
Немного истории: В значении “Место, где совершаются буддийские ритуалы и монахи занимаются медитацией”, слово «Додзё“ использовалось уже в таких древних текстах как “Фусо рякки” (“Краткая история Японии”, кон. XI – начало XII в.) и “Цурэдзурэгуса” (“Записки от скуки”, XIV в.) Только в период Эдо (1603-1868) слово «Додзё» начинает впервые употребляться для обозначения зала боевых искусств. Самым распространенным из всех этих названий было «Кэйкодзё». Эти терминологические различия сами по себе свидетельствуют о различиях в понимании сущности и значения боевого искусства в Бу-дзюцу – «Воинских искусствах» – и Будо – «Воинских путях»
Девизом всех рю этого периода становятся слова «Монгай фусюцу!» – «За ворота не выносить!» Хонбу 本部– буквально Главное управление, штаб.
Додзё в Кёкусинкай каратэ, как правило, отличает аскетичность убранства и минимализм.
Для начала кратко опишем внутреннее устройство додзё. Сёмен – Shomen или Камидза – Kamiza – это передняя часть додзё. Она расположена напротив входа. С противоположной стороны располагается Симоза – Shimoza. Правая часть называется Дзёсэки – Joseki, а левая Симосэки – Shimoseki
Внешний облик Додзё – это спортзал для физической тренировки. Эта часть открыта для любого обывателя. Но исторически это слово имеет буддистские корни и дословно переводится как храм, святое место. В буддистском храме место для Дзэн медитации называли Додзё. Где “Дзё”- это место (Эмбудзё – место для проведения показательных выступлений, Кейкодзё – место для занятий, если оно находится за пределами додзё). “До” – это Путь. Дословно додзё – это место постижения Пути (в данном случае – пути боевых искусств).
Центр Додзё – это своего рода место сражения, место истины. Это место встречи оппонентов разного уровня. Это место где рождается конфликт, развивается и имеет свой исход. Здесь нет места для дискуссий, оправданий, разумных доводов. Центр додзё – это место где боец показывает лучшее, на что способен. Здесь такие мысли как: “Вчера я плохо поел, поэтому у меня мало сил“, “Моя пара сделала мне слишком сильно Лоу – кик или Уширо – гери” не имеют смысла.
Центр додзё называется Эмбу-дзё – Embu-jo. “Дзё” – здесь переводится как место, “Бу” – боевой, “Эм” – действие. В других частях додзё у нас есть время на изучение и подготовку. Эмбудзё не место для разговоров или теоретических изысканий. Здесь имеет место только действие.
Когда-то давным-давно (еще в девятом веке) самураи занимались боевыми искусствами на открытых площадках внутри замка. Так как совершенствование техник зачастую требовало сохранения секретности (коварные соседи могли подсмотреть и разведать все секретные техники), появилась необходимость в сокрытии занятий от посторонних глаз. Поэтому тренировки перенесли во внутренние помещения с маленькими окнами под самым потолком. Такие помещения назывались «Кэйкодзё» 稽古 場 – «Место тренировки», реже – «Эмбудзё» 演武場 – «Место демонстрации боевого искусства», «Синандзё» 指南所 – «место получения наставлений в боевом искусстве» или просто «Букан» 武館 – «Дом боевого искусства». Со временем (где-то уже к периоду Эдо) физическое совершенствование и оттачивание боевого искусства стало невозможным без духовного совершенствования и приобрело форму будо.
В современных боевых искусствах в зале для тренировок (особенно где ключевой элемент спортивный), акцент в занятиях ставится на подготовку чемпиона. Впоследствии такой выдающийся спортсмен делает школу знаменитой и, в конечном итоге, привлекает большее число учеников. Однако, изначально цель занятий в Додзё была совсем иной. Додзё являлось прототипом воинского подразделения самураев (воинов).
В нем учились не просто выполнять какие-то боевые техники, но и действовать слаженно, в едином ритме. Если бы в додзё ставили цель подготовить несколько высококлассных бойцов, которые в одиночном поединке могли бы справиться с любым противником, то при ведении боевых действий их одиночная победа не имела бы смысла при поражении всей армии. Поэтому одним из элементов тренировочного процесса стало непрерывное выполнение техник под счет. Такое упражнение позволяло создать из отдельных людей единый боевой механизм, выработать «чувство локтя» и выйти за предел собственных возможностей, подключившись к общему потоку энергии. Таким образом, Додзё становилось не просто залом, местом обучения индивидуума, а некой общностью, живущей по своим законам, и сильной не отдельными людьми, а общим настроем, своим боевым духом, умением работать сообща.
В японской культуре есть два важных понятия: Маска эмоций – поведение, демонстрируемое окружающим – Татэмаэ (建前 Tatеmae) и истинные чувства или желания человека, которые могут быть показаны только близким друзьям – Xоннэ (本音 Honne). Часто у жителей Японии они диаметрально противоположны. Эти две составляющие имеют отражение во всех аспектах жизни японцев. Так, в Карате Кёкусинкай есть эффектные замысловатые удары, зрелищные тамесивари. Эта часть Кёкусинкай показывается на показательных выступлениях, турнирах, праздниках широкой публике. Это как верхняя часть айсберга. И есть часть знаний, недоступная постороннему взгляду, скрытая за стенами Додзё. Сюда можно отнести авторские методики подготовки бойцов, ощущение безопасной дистанции между противниками, траектории проведения блокировок, физические упражнения, баланс центра и многое многое другое. Понимания и освоение этих навыков приходит только с течением времени во время упорных тренировок под руководством грамотного Сенсэя.
Сюда же можно отнести такие понятия Кёкусинкай как Омоте (внешнее) и Ура (внутреннее), и идею японского сада камней Миэгакуре (Miegakure) – дословно означающее “Скрытое от взгляда”, второе значение этого слова “намеренно скрытое от взгляда обычного человека” когда где бы ты не стоял в саде комней, всех камней сразу же вам не видно. Практика боевых искусств предусматривала передачу этих скрытых составляющих Будо. Таким образом, в Додзё создавались условия для трансляции всех аспектов боевого искусства от учителя к ученикам. При этом существовала необходимость снизить риск получения секретных знаний посторонними, поэтому включался принцип «Монгай фусюцу» 門外不出 («За ворота не выносить») и «Исси содэн» 一子相伝 («Только одному сыну»). Бывало так, что сенсэй выбирал из общей массы одного-двух учеников и занимался с ними отдельно, передавая все секреты своего мастерства и делая их своими преемниками. Это позволяло сохранить знания и передать последующим поколениям.
Таким образом, понятие додзё включало в себя не только элементы внешнего оформления, но и единую систему обучения будо, внешнюю и внутреннюю дисциплину, систему обучения и взаимодействия между сенсэем и учениками.
В этой статье мы постарались описать различные аспекты известные далеко не всем занимающимся традиционными японскими боевыми искусствами. Конечно, нет двух одинаковых додзё, правила этикета тоже имеют небольшие различия, но в каждом додзё царит своя атмосфера, настрой. Другими словами дух додзё, который нельзя передать, а можно только почувствовать, побывав в нем. Любое место где бы вы не находились может стать вашим “додзё”- местом постижения Пути, при должном уважении и внимании к этому месту.
Комментарии: